Развертка грузовиков из бумаги





Развертка грузовиков из бумаги
Развертка грузовиков из бумаги

Я вот люблю клеить не танчики, а грузовички… Хотя нет, я просто люблю полноприводные отечественные грузовички. И клею их из бумаги. Причем, в достаточно необычно-специфическом масштабе 1:100. Т. к. сей масштаб популярен в основном у чешских моделистов, найти развертки чего-то отчественного — задача просто нереальная. Вот и приходиться самому проектировать…

Готовые развертки

Это мое творчество для поклейки:

• ГАЗ-66 архив rar 208 кб
• КАМАЗ-43114 архив rar 301 кб
• КАМАЗ-43118 архив rar 293 кб
• КАМАЗ-4911 Dakar 2007 архив rar 741 кб
• КрАЗ-255Б архив rar 270 кб
• КрАЗ-5460 архив rar 381 кб
• КрАЗ-255Б (v.2) архив rar 3.59 мб
• УАЗ-469 архив rar 213 кб
• УРАЛ-4320 архив rar 424 кб
• ЗиЛ-131 архив rar 918 кб
• ЗиЛ-157 архив rar 771 кб

А это конверсии, выполненные на базе моих моделей:

• АЦ-ГАЗ-66 (amv) архив rar 310 кб
• КрАЗ-255Б (Le6n) архив rar 553 кб
• КрАЗ-255Л «Трубовоз» (amv) архив rar 488 кб
• КрАЗ-256БС (Savage) архив rar 336 кб
• КрАЗ-257 (Savage) архив rar 590 кб
• КрАЗ-258Z (Savage) архив rar 218 кб
• КрАЗ-258В-ТЗ-16 (Savage) архив rar 380 кб
• УАЗ-469 ? 3151 + прицеп ГАЗ-704 (amv) архив rar 630 кб
• УАЗ-469 «Милиция» (amv) архив rar 433 кб
• ЗиЛ-157 «Аварийная» (amv) архив rar 280 кб
• ЗиЛ-ММЗ-164 «Цементовоз» (amv) архив rar 715 кб

Андрей Валов (amv) не только делает конверсии на базе моих моделей, но и сам проектирует модели в масштабе 1:100:

• ЗиС-5 «Фургон» архив rar 667 кб

Кстати, если интересно, есть исходники:

• ЗиЛ-157 архив rar 1.85 мб
• ЗиС-5&5В архив rar 3.30 мб

Скачать все модели одним файлом можно тут (архив rar 18.6 мб)

Проектируем ЗиЛ-157

Рад приветствовать вас!

Я начинаю эту статью, чтобы от начала и до конца продемонстрировать, как я создаю свои модели в масштабе 1:100.

Для статьи я выбрал известный по всему миру грузовик - ЗиЛ-157. 157-й является логическим продолжением грузовика ЗиС-151, который в свою очередь являтся нашим ответом американскому Студебекеру. Но ЗиЛ-157 по своим характеристикам превосходил как предшественника, так и прототип. Одна централизованная система регулировки давления в колесах с подводкой через колесные ступицы чего стоила. В общем, действительно отличный грузовик!

1. Подготовка чертежей

Любая разработка начинается с чертежей. И чем точнее эти чертежи, тем меньше потом будет проблем при проектировании. Согласитесь, мало приятного, если виды сверху и сбоку не совпадут. Потом гадай, какой вид больше похож на правду. Для наиболее полного ознакомления с ЗиЛом советую прочитать эту книгу:


В книге представлено подробное описание грузовика, а так же очень подробные чертежи. Так же я взял вид спереди с чертежей из журнала М-Хобби. Таким образом, у меня в наличии оказались 3 вида + книга по 157-му. Этого вполне достаточно для масштаба 1:100. Нарезаем чертежи и приводим их к такому виду:
Вы спросите: зачем делать чертеж серым? Ответ прос: исключительно для комфорта последующей работы в Rhinoceros. Манипулировать цветными линиями на сером фоне гораздо комфортнее, чем на белом. И еще одно уловие - чертежи должны совпадать по размерам, т.е. высота вида сбоку должна совпадать с высотой вида спереди и т.п. Таким образов в нашем распоряжении будут 3 готовых для работы чертежа.

2. Расстановка чертежей

Запускаем Rhinoceros. Я использую версию 4.0 SR2. Следуем по меню: Tools -> Options… Откроется окно настроек Носорога. Выставляем размер сетки согласно картинке:


Сразу скажу, откуда взялись 69 мм. По чертежам длина 157-ого - 6930 мм, в 100-м масштабе соответственно 69 мм. Таким образом мы получим нарисованную сетку, от центра координат и до края этой сетки у нас будет ровно 69 мм. Это сделано специально для соблюдения масштаба.

Теперь займемся установкой чертежей в соответствующих окнах проекций. Делается это так: клик правой кнопкой по названию окна проекции и далее по картинке:


Выбираем вид слема и расстягиваем его ровно от начала координат до края сетки. Рекомендую так же нарисовать прямоугольник в размер чертежа, чтобы на других проекциях было понятно, как расположен чертеж. Таким образом расставляем остальные чертежи, периодически проверяя, чтобы перед на виде сверху совпадал с передом на виде сбоку, а правая сторона на виде спереди была правой стороной на виде сверху и т.д.

В итоге, мы получим следующую картину:


3. Работа в Rhinoceros

Итак, приступаем к построению поверхностей. Начнем с кабины. Наш основной инструмент - Loft. Этут инструмент создает между двумя линиями плоскость, которую впоследствии можно развернуть. Поэтому я предпочитаю сначала строить очевидные плоскости, а особо сложные формы оставляю на десерт. Но для начала, опишу кратко процесс обводки линий по чертежу. Главный инструмент: Control Point Curve. Сначала рисуем нужную нам линию в одном окне проекции. После чего выделяем нарисованную линию, нажимаем F10. Теперь опорные точки линии можно спокойно редактировать. Поэтому переключаемся на другие проекции и с помощью контрольных точек подгоняем линию под все 3 проекции. Совет: стройте только половину авто, а потом просто отзеркальте ее.


Итак, начинаем. Самые очевидные плоскости: капот с боковинами и и передняя решетка. Их строим сразу. Далее - двери и задняя стенка кабины. На чертежах они имеют небольшие изгибы в 2-х плоскостях. Но хочу напомнить, что мы делаем модель в масштабе 1:100, и общая длинна кабины не привысит 30 мм, некоторые небольшие изгибы можно опустить для упрощения процесса сборки. Тем более, потом никто не будет высматривать на модели длинной 7 см кривизну дверей или задныей стенки. Так что достраиваем заднюю стенку и двери все тем же Loft’ом.
Достраиваем лобовое стекло и заднюю стенку согласно чертежам. Как видно на рисунке выше, все по-прежнему делается Loft’ом. Далее самое интересное - крыша! Форма крыши такова, что просто так совершенно не получится. Даже в масштабе 1:100. Поэтому строим крышу, стараясь максимально точно передать форму крыши, при этом создавая плоскости Loft’ом. Это достаточно сложно, но вполне возможно.
На рисунке выше две плоскости выделены желтым – они построены по 4-м линиям и не могут быть развернуты штатными средствами. Поэтому их нужно нарезать на лепестки. Но размер этих поскостей достаточно мал, поэтому резать будем всего на 2 лепестка.
Опишу процесс подробнее. Для начала, соединяем линией центры тех стороны, через которые пройдет разрез. Затем на виде сбоку проецируем эту линию на нашу “кривую” поверхность и… удаляем саму поверхность, она нам больше не нужна. После чего Loft’им соседнии линии. Таким образом из 2-х “кривых” плоскостей мы получим 4 правильные плоскости. Вы можете заметить щели в крыше. Спешу вас обрадовать, на развертке они будут настолько мелкие, что даже при вырезании детали могут получиться гораздо большие расхождения. Для примера, щель между самым дальним лепестком и крышей составляет 0,18 мм, т.е. сравнима с толщиной листа бумаги. Остальные щели еще меньше. После чего объединяем все элементы крыши и зеркалим их. Крыша готова! Достраиваем двери по линиям согласно картинке:
После чего зеркалим построенную плоскость и переходим к носу. Нос сторится по той же методике: строим “кривую” поверхность, проецируем дополнительные линии, по которым потом строим разворачиваемые поверхности.
Обводим линию передних крыльев, зеркалим и строим цельную плоскость.

Хочу поподробнее остановиться на крыльях, точнее на способе их крепления к кабине. Вариант “встык” сразу советую откинуть, ибо приклеить крылья будет действительно сложно, а и потом они будут хлопать. Если делать клапаны, то из ножно продевать в отверстия в кабине, загибать и приклеивать изнутри. Тогда крыло по-любому не отвалится. Поэтому рисуем 2 клапана внутри капота, проецируем на крыло, отрезаем лишнее.
После чего объединяем клапана в одну линию и отсекаем лишнее. Отмечаем границы отверстий на кабине. Самое интересное уже сделано!
Если вы внимательно рассмотрите чертеж, вы увидите, что нижний край носа кабины немного выше, чем та же задняя стенка. Отрезаем лишнее согласно чертежу:
Обводим по чертежам рамки вокруг фар.
Но как вы понимаете, в 1:100 такую рамку будет ОЧЕНЬ сложно вырезать. Поэтому немного ее увеличиваем, Loft’им линии, лишнее отсекаем плоскостью крыла.
Строим снизу кабины пару плоскостей, которые помогут кабине держать форму. Заодно к этим плоскостям и будет приклеиваться рама.

В принципе, кабина готова. Мелкие детали и расшивку добавим в конце. Следующий этап - рама.

Продолжаем! Слой с кабиной блокируем, переходим на новый слой для рамы. Обводим раму, предварительно нарисовав «отверстия» для рабочей подвески. У меня получилось так:


Далее, применяем к контуру команду Surface -> Planar Curves. Вырезаем отверстия под оси. После чего согласно вида сверху, располагаем эту плоскость, отражаем ее и Loft’им. Таким образом, мы получим такую коробку:
После чего внутри рамы строим трапецию. Эта трапеция должна быть чуть меньше по высоте и ширине.
Таким же способом строим болванки колес в нужном количестве. В принципе, таких колес уже вполне достаточно, но я планирую их немного доработать. Но об этом чуть позже.
Строим оси. В дальнейшем они послужат шаблоном для изготовления таковых из зубочисток:
Далее строим пружинку между осью и верхним краем рамы. Копируем линию и строим плоскость, по ширине влезающую внутрь рамы. Эта пружинка служит упругим элементом подвески.
Думаю, построить бампер – уже не проблема.
Сделал бампер ранней версии, без лебедки. Но если вы захотите, вы сможете сами по чертежам достроить лебедку и бампер (может, позже, я и сам это сделаю).

Теперь займемся колесами. Просто плоские колеса, хоть и достаточно просты в сборке, но не достаточно эффектны. Добавим объема! Я решил не отходить далеко от оригинала и сделал так (ближайшая плоскость колеса скрыта для удобства)


Ну и колпачок, который закроет зубочистку.
Строим подножки и их крепеж к раме. Подножки я планирую сделать одной деталью с крылом, не смотря на то, что крепеж к раме тоже будет двухслойным. Так подножка будет значительно крепче держаться.
Главное, не забыть вырезать кусочек в задней стенке кабины, чтобы эта кабина без проблем встала на раму:
На самой раме сделаем еще бензобак. Если взглянуть на фото, то самым лучшим примитивом для бака окажется бокс:
Строим бокс, к которому в дальнейшем будет приклеиваться кузов. Я так же сделал вырез под запасное колесо: скопировал запаску, увеличил и обрезал бокс этой запаской.
Думаю, с рамой мы закончили. Следующий этап – кузов. А после кузова нанесение расшивки и добавление мелких деталей.

Продолжаем. Согласно чертежам, начинаем моделить грузовую платформу.


Далее, согласно чертежам, поднимаем стойки и делаем поперечные доски. Остановлюсь на этих досках подробнее. Я их сделал так: скопировал кузов, удалил пол, сжал по вертикали до нужной высоты и скопировал нужное количество раз.
Не забываем прорезать дырки согласно чертежей.
При внимательном рассмотрении фотографий можно заметить, что в конструкции бортов есть откидные лавки. Делать их или нет – ваше личное дело. Я сделал.
Теперь сделаем дуги для тента. Я буду пользоваться этой картинкой (ей так же можно воспользоваться, чтобы сделать бампер под лебедку):
Делаем одну дугу и копируем ее:
Не забываем сделать из откидных сидений продольные доски на дугах:
Теперь сделаем тент. Я применил Duplicate Edge к одной из дуг, увеличил линию (чтобы тент потом налез на дуги) и сделал тент по размерам грузовой платформы.
Добавляем брызговики. Не забудьте, что на правой стороне под грузовую платформу крепится ящик, поэтому справа брызговик крепится к этому ящику:
С кузовом мы закончили. Добавим детализации раме. Для начала я сделал переднюю лебедку:
Заливная горловина:
Кронштейн крепления запасного колеса:
Теперь займемся деталями на кабине. Как ни странно, их там не очень много. Я сделал крюки и фары:
Возможно, вы спросите меня: зачем я сделал фары плоскими? Все просто! Диаметр фары менее 2 мм. Такой кружочек будет не легко вырезать. Делаем огнетушитель, и на этом с кабиной закончим:
Я еще решил добавить сзади на раму буфера и сцепное устройство:
Вот и все! Самая легкая часть закончена! Да-да, самое сложное еще впереди. А пока можно посмотреть на результат:
Да, совсем забыл сказать: на данном этапе стоит спроецировать несколько линий с чертежа, чтобы потом не мучаться и не рисовать это в Кореле. Я говорю об окнах. Например, потом в Кореле нарисовать на развернутой детали лобовое стекло будет немного проблематично. Я обвел его на чертеже, спроецировал на деталь и для удобства вырезал.
4. Создание развертки

Для начала, немного теории.

Основной инструмент для работы: Surface -> Unroll Developable Srf. Этот инструмент позволяет разворачивать поверхности одинарной кривизны на плоскость. Поверхности одинарной кривизны - это поверхности, которые имеют изгиб только в одной плоскости. Без применения различных приемов, бумага тоже может изгибаться в одной плоскости.

Так вот, команда Loft, которой мы создавали поверхности, создает поверхность одинарной кривизны. Поэтому, мы с большой вероятностью развернем все детали нашего грузовика.

Теперь опишу в общем виде процесс создания развертки. Итак, имеем 3d-модель, состоящую из поверхностей одинарной кривизны:


Применяем Unroll к модели. 3-я версия Rhinoceros не умеет разворачивать несколько поверхностей, объединенных командой Join. Поэтому придется применять Unroll к каждой отдельной плоскости. В итоге мы имеем следующее:
Если использовать 4-ю версию Носорога, то можно объединить поверхности и на этот полисюрфэйс натравить Unroll (не забыв указать в параметрах Explode=No). На выходе мы получим группу поверхностей, сложенных теми сторонами, которыми они должны соединяться. Да, это трудно представить. Лучше смотрите картинку (положение поверхностей может отличаться):
Далее располагаем поверхности так, как будет потом удобнее клеить и дорисовываем клапаны. Все, развертка готова для экспорта!
Теперь начнем разворачивать нашу модель. Если на поверхность спроецирована линия, выделяйте эту линию вместе с поверхностью и применяйте Unroll – поверхность будет развернута вместе с линией. Вот так у меня получились боковая сторона кабины и капот с носом:
Немного распишу сам процесс разворачивания носа. Итак, имеем, несколько лепестков, объединенных в полисюрфэйс. Самый простой вариант – выделить все это хозяйство и Unroll’ом его. В идеальном случае мы получим развернутый полисюрфэйс, в котором лепестки будут приложены друг к другу теми сторонами, которыми и должны. Дазбиваем полисюрфэйс и перемещаем/поворачиваем отдельные лепестки до получения желаемой фигуры. Если же мы развернем все лепестки по отдельности, придется немножко помучаться и разложить развернуты лепестки в том порядке, в котором они следуют на модели. Разложенные лепестки затем можно сгруппировать и отодвинуть в сторону – деталь готова.

Крыша и задняя стенка:


Все необходимые детали кабины развернуты. Я специально не стал делать те детали, которые потом можно отзеркалить в Кореле. Я это сделаю, когда раскрашу эти детали. Так же вы можете увидеть места стыков поверхностей. Мы уберем их в Кореле. Наша главная задача на этом этапе – получить развертки.
Возможно вы спросите, почему я не перенес линии с чертежей? Ведь их потом придется рисовать в Кореле. Я нанес на развертки только самые необходимые формы. Все остальное я нарисую в Кореле без особого труда. Если вам такой подход не по душе, никто не мешает обрисовать весь чертеж и спроецировать его на нашу модель.

А пока, продолжаем разворачивать все и вся! Рама и подвеска:


Грузовая платформа:
Итак, мы развернули все необходимые нам поверхности. Выделяем развертки и File – Export Selected. И экспортируем наши развертки в формат Adobe Illustrator:
В следующем окне указываем, что один миллиметр Носорога равен одному миллиметру Иллюстратора:
С Носорогом закончили. Возможно вам его еще придется открыть, чтобы уточнить какая развертка какой детали на модели соответствует.

5. Раскрашивание модели в Corel Draw

Следующий этап – раскрашивание разверток и их доработка в Corel DRAW.


Сейчас я опишу главный принцип раскрашивания разверток. Используя его, вы сможете раскрасить развертку в вашем любимом векторном редакторе. Ведь не одним Corel Draw едины. Основной принцип: максимальное использование стандартных фигур. Если деталь в форме коробки, рисуйте поверх нужного размера прямоугольники и заливайте их цветом. Почему так? Потому что на выходе из Носорога развертки из себя представляют набор отрезков. А чтобы залить детали цветом, нужно их объединить в замкнутый контур. А это занятие достаточно утомительное. Поэтому я стараюсь использовать примитивы, а если деталь имеет сложную форму, только тогда объединяю отрезки развертки в замкнутый контур. Таким образом можно значительно сэкономить время, потраченное на раскрашивание разверток.

За один вечер я раскрасил 70% модели. Осталась рама и тент.


Периодически я импортировал в Корел чертежи, масштабировал их относительно разверток и срисовывал необходимые контуры.

Хочу немного остановиться на тенте. Если просто закрасить тент однотонной заливкой, будет немного не реалистично:


Поэтому я решил использовать инструмент Mesh Fill, который позволяет создавать сетку, каждый узел которой можно покрасить своим цветом. Таким образом тент можно покрасить в 3 цвета, добавив реалистичности:
Вот сетка:
После того, как все развертки раскрашены, а клапана – нарисованы, компонуем на листе развертки. Я так же сделал оборотную страницу для того, чтобы закрасить некоторые детали с обоих сторон.

Подвеска в 1:100

Еще я хочу рассказать о 2-х типах подвески, с которой можно столкнуться при моделировании колесной техники в масштабе 1:100. Рабочая подвеска на моделях — моя страсть. Поэтому я уделяю особое внимание подвижности подвески.

Принципиально, подвеска делится на зависимую и независимую.

1. Зависимая подвеска

Такой тип подвески применяется на подавляющем большинстве колесной техники. Все советсткие грузовики так или иначе имели слитные мосты на каждой оси. Теперь рассмотрим схему зависимой подвески, которую я использую в своих моделях:


Как видно на схеме, ось перемещается в вертикальных прорезях в раме. Бумажная пружинка является упругим элементом. Собственно, параметры подвески зависят от размера прорезей в раме и жесткости бумажной пружинки. Излишне жесткая подвеска не даст ходов, излишне мягкая просядет со временем.

2. Независимая подвеска

Независимую подвеску имеют в основном ракетные тягачи и различные инженерные машины. Каждое колесо движется независимо от остальных. Основная проблема при моделирование такой подвески — упругий элемент. Обычно это торсионы. Соответственно, сделать реалистичную независимую подвеску в 1:100 из бумаги — не реально. Поэтому пришлось придумать варинт, в котором сохранена, хоть и небольшая, подвижность подвески, а так же сохранен внешний вид.


Хочу заметить, чтобы подвеска реально работала, колеса необходимо приклеивать к рычагу, а не к оси. Ось в этом случае играет только роль упругого элемента, обеспечивая подвижность рычагов. Сама ось приклеивается только к пружинке, в рычагах и колесах она ходит свободно. К сожалению, такой вариант не применим к «хребтовой» схеме подвески на Татрах.

Автор: Владимир Котельников
Сайт: www.kotelnikov.net


X


Развертка грузовиков из бумаги

Развертка грузовиков из бумаги

Развертка грузовиков из бумаги

Развертка грузовиков из бумаги

Развертка грузовиков из бумаги

Развертка грузовиков из бумаги

Развертка грузовиков из бумаги

Развертка грузовиков из бумаги

Развертка грузовиков из бумаги

Развертка грузовиков из бумаги

Развертка грузовиков из бумаги

Похожие новости:


  • Схемы узоров спицами шахматка
  • Как сшить из рубашки платье ребенку
  • Искусственные большие цветы своими руками мастер класс
  • Обвесы для кресел рыболовных своими руками
  • Макеты детского сада своими руками водоемы